Приват-доцент – что это?

Фотография Приват-доцент – что это?

Что такое приват-доцент?

Часто в академической и научной среде можно услышать такое наименование должности или звания, как «приват-доцент». На латыни этот термин означает «частный наставник».

Сегодня приват-доцентами называют людей, занимающих определенную должность в высших учебных заведениях. Это актуально для высшей школы в системе образования, разработанной по германской традиции.

Такая практика существует в самой Германии, некоторых европейских странах, в России дореволюционных лет.

Характеристика звания

Обычно карьерный рост в академической среде начинается с получения первой научной степени – кандидата наук или доктора (на Западе – PhD). Уровень докторской диссертации по западному образцу примерно равен кандидатской степени в России.

После защиты новоиспеченный доктор может пройти процедуру хабилитации. Она подразумевает презентацию и защиту еще одной научной работы, что позволит занять положение профессора в вузе. Но нельзя стать профессором в том же вузе, где проводилась хабилитация, поэтому заявку подают в другое профильное учреждение.

Количество профессуры в рамках одной тематики бывает небольшим, устроиться на работу сложно. Поэтому компромиссным вариантом бывает трудоустройства на должность ассистента кафедры, приват-доцента – по факту это означает выполнение функций профессора, но статус официально еще не тот.

Приват-доценты ведут лекции и семинары, принимают экзамены и зачеты, но работают чаще внештатно, их зарплата не соответствует профессорской. Но за ними сохраняется право получить профессорское звание.

Различие в российской и германской академической системе

Различие в российской и германской академической системе заключается в том, что за рубежом профессор – это одновременно звание и служебный статус. И они доступны только при наличии ставки в вузе – если кто-то уволился, умер, при появлении новой вакансии по новому предмету.

А в системе Северной Америки профессор – это именно научное звание, его можно получить по мере повышения своей квалификации и накопления опыта, стажа вне зависимости от наличия ставок в организации. По этой причине в американских университетах отсутствует такое понятие, как приват-доцент.

Современная академическая система трансформируется, в том числе немецкая. Сегодня предпринимаются инициативы упразднить многие ставки и квалификационные разряды, в том числе статус приват-доцента подвергается критике как вторая работа, вторичная.

Альтернативой служит должность «младший профессор», по аналогии со статусом ассистента в Соединенных Штатах (аналог в России – доцент без научного звания). Эту должность можно занять после 35 лет. Но попытки такого реформирования были восприняты неоднозначно в среде педагогов и академиков.

Поэтому сегодня приват-доцент является актуальной должностью в Германии, но уже появляются возможности проигнорировать данный этап в развитии карьеры.

Приват-доценты в российском образовании

В дореволюционный период в России преподаватели в должности приват-доцентов выполняли функцию лекторов вне штатного распорядка. Должность таких преподавателей была введена Мин Просветом в 1843 г. через постановление для Императорского университета в Москве.

Приват-доцентами становились преподаватели, которые предоставили для этого свои диссертационные работы.

Должность была закреплена в Уставе Императорского Университета с целью расширить количество преподавательских должностей с 1863 года. Приват-доценты могли вести лекции и принимать экзамены наравне со штатными доцентами и профессорами. Такое право было только у выпускников университетов и имевших научную степень кандидата, которые публично защитили диссертацию.

Данное звание было отменено после революции с 1917 года. Была разработана совершенно новая система академических званий и должностей к 1934 году постановлением Совета народных комиссаров.

Приват-доценты там отсутствовали, что наблюдается до сих пор. Сегодня германскому статусу приват-доцента примерно соответствует статус кафедрального преподавателя, который недавно защитил докторскую научную работу и ожидает присвоения звания профессора.

В связи с постоянными реформами в академической среде и российском образовании в целом, а также на фоне глобализации образовательной среды, активного использования информационных технологий есть вероятность дальнейших изменений в статусной сетке преподавателей.

Ввиду современной потребности рынка в новых специальностях, высококвалифицированных специалистах и профессионалах есть мнение, что многие должности будут упразднены в вузах, но возникнут разные гибридные модели трудоустройства преподавательского состава.