Кто такой опричник

Значение термина опричник
Очень многим отрывочно известно об Иване Васильевиче Рюриковиче, который получил прозвище Грозный.
С ним связано немало исторических событий, к примеру, разгром казанских татар и взятие самой Казани, а также подавление бунта в Новгороде.
Он вел сразу несколько войн, одной из самых драматичных среди которых стала Ливонская война. Несмотря на первоначальные успехи, этого западного похода, армия в итоге была разбита, и пришлось идти на мир без каких-либо территориальных приобретений.
Естественно, все это повлияло на царя, который решил провести жесткие реформы государства, одной из которых и становится введение опричнины.
Начало опричнины
Со словом опричники обычно ассоциируют довольно темный период времени, в который государю пришлось противодействовать княжеской и боярской вольнице.
Само понятие говорит о человеке, который входил в число опричных воинов, которых можно сравнить со временными гвардейскими или президентскими полками. Эта гвардия и была создана Иваном Рюриковичем во время его знаменитых реформ 1565 года.
Чтобы приструнить дворян, которые начали мнить себя равными царю, Иван Васильевич начинает ряд политических изменений, которые и приходятся на 1565 год.
Одним из нововведений становится опричнина, задача которой состояла в том, чтобы обеспечить царя силой и властью на местах. У знатных представителей аристократии отнимали не только титулы и земли, но и часто жизнь.
Всю страну Грозный решил разделить на два типа областей – опричнину и земские территории. Первая представляла собой практически всю северо-восточную часть государства. Несмотря на то, что как явление опричнина продолжалась всего 7 лет, ее влияние оказалось огромным.
Кто мог стать опричником?
Особенностью данного движения выступало то, что в ряды своеобразной черной гвардии могли вступить все, кто питал благоговение перед царской властью и был готов убивать тех, кто считался ненадежным или опасными для царя.
Каждый опричник присягал лично Грозному и был верен в первую очередь ему. Он должен был дать обет покинуть семью и на время службы не вступать в разговоры с представителями земств.
Сами опричники выбрали для себя черную форму, которая по своему покрою напоминала монашеские рясы. Также у них были отличительные черты, которые использовались каждым опричником. Это была метла, а также собачья голова.
Метла указывала на стремление вымести всю «погань» из государства, а собачья голова использовалась в качестве символа верности, а также служила предостережением для тех, кто попытается противодействовать хозяину опричника – царю.
Существует мнение, что первоначально эти атрибуты были настоящими и опричники действительно возили с собой стилизованную метлу и голову убитой собаки, притороченные к седлу. Но доказывают, что в последующем подобные признаки стали лишь специальной эмблемой, которую носил каждый гвардеец царя.
Несмотря на распространенное мнение, далеко не всех изменников обязательно казнили или бросали в темницу.
Так поступали только с самыми влиятельными членами общества – представителями древнейших династий, воеводами и другими, чья вина или положение не позволяло говорить о помиловании.
Но тех, над кем царь сжалился, обычно отправляли на юго-восточную границу государства, где они устраивались на новом месте, имея при себе только одежду и немного еды. Поэтому в результате большая часть насильно переселенных в итоге умирала или оказывалась в плену кочевников.
Царь считал, что на удалении от Москвы и центрального региона страны, угрозы переселенные не могут представлять. Земельные владения, оставшиеся после изменников, отходили царю, который жаловал их новым помещикам, а также самим опричникам.
В результате последние становились крупнейшими феодалами царства, своими руками устраняя предшественников.
Главные действующие лица
Среди опричников можно выделить нескольких гвардейцев, которые особо отличились своей яростью и исполнительностью. В первую очередь это Григорий Бельский, которого также называли Малютой Скуратовым.
После падения опричнины именно его продолжали считать самым большим душегубом страны. Он с особым усердием «выметал гниль» из страны, и особенно отличился во время Новгородского дела, когда были убиты тысячи жителей древнего города, после чего он так и не смог оправиться.
Идейным вдохновителем движения выступал Алексей Басманов, который во всем следовал указам царя, гордясь их буквальным и дословным исполнением. Именно он занимался низложением митрополита, погоняя его метлой прямо на глазах у собравшихся прихожан.