Кто такой опричник

картинка Кто такой опричник

Значение термина опричник

Очень многим отрывочно известно об Иване Васильевиче Рюриковиче, который получил прозвище Грозный.

С ним связано немало исторических событий, к примеру, разгром казанских татар и взятие самой Казани, а также подавление бунта в Новгороде.

Он вел сразу несколько войн, одной из самых драматичных среди которых стала Ливонская война. Несмотря на первоначальные успехи, этого западного похода, армия в итоге была разбита, и пришлось идти на мир без каких-либо территориальных приобретений.

Естественно, все это повлияло на царя, который решил провести жесткие реформы государства, одной из которых и становится введение опричнины.

Начало опричнины

Со словом опричники обычно ассоциируют довольно темный период времени, в который государю пришлось противодействовать княжеской и боярской вольнице.

Само понятие говорит о человеке, который входил в число опричных воинов, которых можно сравнить со временными гвардейскими или президентскими полками. Эта гвардия и была создана Иваном Рюриковичем во время его знаменитых реформ 1565 года.

Чтобы приструнить дворян, которые начали мнить себя равными царю, Иван Васильевич начинает ряд политических изменений, которые и приходятся на 1565 год.

Одним из нововведений становится опричнина, задача которой состояла в том, чтобы обеспечить царя силой и властью на местах. У знатных представителей аристократии отнимали не только титулы и земли, но и часто жизнь.

Всю страну Грозный решил разделить на два типа областейопричнину и земские территории. Первая представляла собой практически всю северо-восточную часть государства. Несмотря на то, что как явление опричнина продолжалась всего 7 лет, ее влияние оказалось огромным.

Кто мог стать опричником?

Особенностью данного движения выступало то, что в ряды своеобразной черной гвардии могли вступить все, кто питал благоговение перед царской властью и был готов убивать тех, кто считался ненадежным или опасными для царя.

Каждый опричник присягал лично Грозному и был верен в первую очередь ему. Он должен был дать обет покинуть семью и на время службы не вступать в разговоры с представителями земств.

Сами опричники выбрали для себя черную форму, которая по своему покрою напоминала монашеские рясы. Также у них были отличительные черты, которые использовались каждым опричником. Это была метла, а также собачья голова.

Метла указывала на стремление вымести всю «погань» из государства, а собачья голова использовалась в качестве символа верности, а также служила предостережением для тех, кто попытается противодействовать хозяину опричника – царю.

Существует мнение, что первоначально эти атрибуты были настоящими и опричники действительно возили с собой стилизованную метлу и голову убитой собаки, притороченные к седлу. Но доказывают, что в последующем подобные признаки стали лишь специальной эмблемой, которую носил каждый гвардеец царя.

Несмотря на распространенное мнение, далеко не всех изменников обязательно казнили или бросали в темницу.

Так поступали только с самыми влиятельными членами общества – представителями древнейших династий, воеводами и другими, чья вина или положение не позволяло говорить о помиловании.

Но тех, над кем царь сжалился, обычно отправляли на юго-восточную границу государства, где они устраивались на новом месте, имея при себе только одежду и немного еды. Поэтому в результате большая часть насильно переселенных в итоге умирала или оказывалась в плену кочевников.

Царь считал, что на удалении от Москвы и центрального региона страны, угрозы переселенные не могут представлять. Земельные владения, оставшиеся после изменников, отходили царю, который жаловал их новым помещикам, а также самим опричникам.

В результате последние становились крупнейшими феодалами царства, своими руками устраняя предшественников.

Главные действующие лица

Среди опричников можно выделить нескольких гвардейцев, которые особо отличились своей яростью и исполнительностью. В первую очередь это Григорий Бельский, которого также называли Малютой Скуратовым.

После падения опричнины именно его продолжали считать самым большим душегубом страны. Он с особым усердием «выметал гниль» из страны, и особенно отличился во время Новгородского дела, когда были убиты тысячи жителей древнего города, после чего он так и не смог оправиться.

Идейным вдохновителем движения выступал Алексей Басманов, который во всем следовал указам царя, гордясь их буквальным и дословным исполнением. Именно он занимался низложением митрополита, погоняя его метлой прямо на глазах у собравшихся прихожан.