Что такое средства массовой информации, определение

фото Что такое средства массовой информации, определение

Простым языком о понятии СМИ

Средства массовой информации или коротко СМИ занимают важное место в современном мире. Это различные организации, которые собирают, обрабатывают и распространяют информацию в сообществах людей.

Они знакомят человека с любой, по его выбору информацией, а предупрежден – значит вооружен. Поэтому человек, который находится в курсе событий, всегда и везде вхож.

Система СМИ

Сегодня средств массовой информации столь много и они так разнообразны, что уже существует определенная система в их обилии.

В целом, их можно разделить на печатные и электронные средства. Однако развитие современных технологий не позволяет поставить точку в этой классификации.

инфографика СМИ

В потоке информации в наше время можно выделить следующие виды СМИ:

  • Периодические издания или пресса и книги;
  • Телевидение;
  • Радио;
  • Интернет.

Раньше отдельным видом были видео- или аудиокассеты, но сегодня с доступностью виртуального пространства кассеты и диски не нужны. Наоборот, интернет помогает зарождению новых форм получения информации, таких как социальные сети.

 

Таким образом, современные СМИ за счет тиражей и доступности обеспечивают информацией всех людей, даже не умеющих читать, слепых или с другими ограничениями в здоровье.

инфографика Признаки СМИ

Задачи и функции СМИ

Как в старые времена глашатай на площади городов выкрикивал важные известия, так и сегодня СМИ играют роль поставщика информации. Однако, специалисты выделяют следующие функции СМИ, которые позволяют решать насущные задачи.

  1. Основной функцией СМИ является предоставление информации, т.е. информационная функция. Она помогает людям узнать сведения из жизни.
  2. Функция, способствующая складыванию общественного мнения. Например, отношение к детям-сиротам или войне в Сирии.
  3. Образовательная функция, т.е. любая информация на любом носителе помогает расширить знания человека любого возраста о мире.
  4. Функция «тиражирования». Широко распространенный и популярный человек или организация становятся примером для подражания. Поэтому СМИ могут сделать  марку любому тренду или человеку.
  5. Управленческая функция выполняет одновременно и образовательную функцию и формирующую общественное мнение. Она призвана мобилизовать людей на принятие или соответствие установленным нормам. К примеру раньше это были плакаты и статьи в газетах: «А ты записался добровольцем?». Сегодня – статьи и передачи на острые, злободневные темы: налоги, ПДД и ДТП, пожары и т.д.
  6. Функция маркетинга, т.е. с помощью СМИ организуется продажа товара или формирование имиджа человеку.

 

Итак, СМИ выполняют разные роли: от учителя до собеседника. Только каждый выбирает свой формат информации.

инфографика Появление СМИ в политике

Политика и СМИ

Эффективнее всего СМИ используются в политике. Политика в переводе с латинского «Общественный». А СМИ не что иное, как информация общества об обществе.

Эта «четвертая власть» зачастую обладает огромной силой влияния. Раньше людская молва выполняла функцию передатчика, сегодня имеющий глаза и уши может сам получить все необходимое.

 

Однако, несмотря на доступность любой информации, люди стали более управляемы. Многие не имеют своего мнения, а привыкли ссылаться на мнение известных людей. Можно выделить следующие причины такого положения:

  1. Людям лень и некогда искать нужное, поэтому они просто берут первое, что нашли и поняли, будь то лекарство или конкретный кандидат;
  2. Обилие точек зрения и альтернативности многих больше запутывает, поэтому легче взять за правило то, о чем или о ком все говорят;
  3. Реклама – двигатель торговли. То, о чем часто говорят, признается таким, как об этом говорят. Агитация в политике играет ту же роль.
  4. Технологические возможности позволяют сделать слона из мухи. С помощью специальных устройств и аппаратуры можно представить любую информацию по желанию заказчика как реальную.

инфографика СМИ в политической системе общества

Поэтому сегодня функция формирования общественного мнения и тиражирования получила такое распространение и устойчивость. С помощью телевидения и газет кандидаты на выборные должности способны набрать необходимое количество голосов.

Однако достоверность всей информации сегодня требует дополнительных усилий человека. Например, в социальных сетях прошло видео о реформе школы, из которой следует, что школы переходят на самоокупаемость, т.е. уроки могут быть платными.

Дополнительный поиск в интернете выявил, что это сюжет почти десятилетней давности. Поэтому в наш век фото– и видеошопа найти истину еще труднее, чем в другие времена.

Но, как говориться: имеющий уши – услышит, имеющий глаза – увидит. Всегда есть мыслящие люди, которые видят нестыковки в самом высококлассном репортаже.

Думающий и анализирующий человек способен найти иглу в стоге сена даже в век высоких технологий и виртуального мира.