Что такое средства массовой информации, определение
Простым языком о понятии СМИ
Средства массовой информации или коротко СМИ занимают важное место в современном мире. Это различные организации, которые собирают, обрабатывают и распространяют информацию в сообществах людей.
Они знакомят человека с любой, по его выбору информацией, а предупрежден – значит вооружен. Поэтому человек, который находится в курсе событий, всегда и везде вхож.
Система СМИ
Сегодня средств массовой информации столь много и они так разнообразны, что уже существует определенная система в их обилии.
В целом, их можно разделить на печатные и электронные средства. Однако развитие современных технологий не позволяет поставить точку в этой классификации.
В потоке информации в наше время можно выделить следующие виды СМИ:
- Периодические издания или пресса и книги;
- Телевидение;
- Радио;
- Интернет.
Раньше отдельным видом были видео- или аудиокассеты, но сегодня с доступностью виртуального пространства кассеты и диски не нужны. Наоборот, интернет помогает зарождению новых форм получения информации, таких как социальные сети.
Таким образом, современные СМИ за счет тиражей и доступности обеспечивают информацией всех людей, даже не умеющих читать, слепых или с другими ограничениями в здоровье.
Задачи и функции СМИ
Как в старые времена глашатай на площади городов выкрикивал важные известия, так и сегодня СМИ играют роль поставщика информации. Однако, специалисты выделяют следующие функции СМИ, которые позволяют решать насущные задачи.
- Основной функцией СМИ является предоставление информации, т.е. информационная функция. Она помогает людям узнать сведения из жизни.
- Функция, способствующая складыванию общественного мнения. Например, отношение к детям-сиротам или войне в Сирии.
- Образовательная функция, т.е. любая информация на любом носителе помогает расширить знания человека любого возраста о мире.
- Функция «тиражирования». Широко распространенный и популярный человек или организация становятся примером для подражания. Поэтому СМИ могут сделать марку любому тренду или человеку.
- Управленческая функция выполняет одновременно и образовательную функцию и формирующую общественное мнение. Она призвана мобилизовать людей на принятие или соответствие установленным нормам. К примеру раньше это были плакаты и статьи в газетах: «А ты записался добровольцем?». Сегодня – статьи и передачи на острые, злободневные темы: налоги, ПДД и ДТП, пожары и т.д.
- Функция маркетинга, т.е. с помощью СМИ организуется продажа товара или формирование имиджа человеку.
Итак, СМИ выполняют разные роли: от учителя до собеседника. Только каждый выбирает свой формат информации.
Политика и СМИ
Эффективнее всего СМИ используются в политике. Политика в переводе с латинского «Общественный». А СМИ не что иное, как информация общества об обществе.
Эта «четвертая власть» зачастую обладает огромной силой влияния. Раньше людская молва выполняла функцию передатчика, сегодня имеющий глаза и уши может сам получить все необходимое.
Однако, несмотря на доступность любой информации, люди стали более управляемы. Многие не имеют своего мнения, а привыкли ссылаться на мнение известных людей. Можно выделить следующие причины такого положения:
- Людям лень и некогда искать нужное, поэтому они просто берут первое, что нашли и поняли, будь то лекарство или конкретный кандидат;
- Обилие точек зрения и альтернативности многих больше запутывает, поэтому легче взять за правило то, о чем или о ком все говорят;
- Реклама – двигатель торговли. То, о чем часто говорят, признается таким, как об этом говорят. Агитация в политике играет ту же роль.
- Технологические возможности позволяют сделать слона из мухи. С помощью специальных устройств и аппаратуры можно представить любую информацию по желанию заказчика как реальную.
Поэтому сегодня функция формирования общественного мнения и тиражирования получила такое распространение и устойчивость. С помощью телевидения и газет кандидаты на выборные должности способны набрать необходимое количество голосов.
Однако достоверность всей информации сегодня требует дополнительных усилий человека. Например, в социальных сетях прошло видео о реформе школы, из которой следует, что школы переходят на самоокупаемость, т.е. уроки могут быть платными.
Дополнительный поиск в интернете выявил, что это сюжет почти десятилетней давности. Поэтому в наш век фото– и видеошопа найти истину еще труднее, чем в другие времена.
Но, как говориться: имеющий уши – услышит, имеющий глаза – увидит. Всегда есть мыслящие люди, которые видят нестыковки в самом высококлассном репортаже.
Думающий и анализирующий человек способен найти иглу в стоге сена даже в век высоких технологий и виртуального мира.