Арно Бабаджанян – биография
Талантливый композитор ХХ века Арно Бабаджанян
Удивительные музыкальные данные мальчика впервые были замечены рано – в детсадовском возрасте.
Произошло это случайно – детей прослушивал сам Арам Хачатурян. Ему понравилось пение мальчика и чувство ритма, ведь ребенок уже в три года играл на гармошке.
Композитор дал толчок музыкальному образованию маленького Арно. В его семье знатоков музыки не было.
В 7 лет мальчик попал в школу, созданную в Ереване при консерватории для одаренных детей. Здесь он учился основным школьным предметам и музыке.
Прошло два года, и Арно стал автором «Пионерского марша», доказав свои исключительные музыкальные способности.
Двенадцатилетним мальчиком участвовал в конкурсе молодых музыкантов Армянской республики. Подросток выступил с произведениями Бетховена и Мендельсона и стал обладателем первого места.
По окончании школы одаренный семнадцатилетний юноша был принят на исполнительское отделение консерватории, а через два года оказался на выпускном курсе недавно открытого музыкального училища имени Гнесиных, где учился у профессора Гнесиной, создателя учебного заведения.
С тех пор он стал москвичом. В 1941 году, когда стоял вопрос об обороне столицы, студентом был на земляных работах по строительству оборонительных рубежей под Москвой.
Ереванскую государственную консерваторию, класс композиторов, Арно заканчивал, сдав экзамены экстерном в 1947 году. Через год таким же способом получил диплом об окончании консерватории в столице.
Вернувшись на родину, Бабаджанян стал преподавателем консерватории, одновременно занимаясь сочинением музыки в разных жанрах.
Но лучше всего у него получались песни. Две песни, написанные для разных фильмов, быстро стали известны по всей стране. Арно Бабаджанян вернулся в Москву и стал соавтором песен Роберта Рождественского.
Их песни исполнял Муслим Магомаев, чудесный голос которого придавал произведениям особое звучание.
Одно время творческий союз Бабаджаняна, Рождественского, Магомаева не уставал радовать слушателей новыми песнями. Одаренного композитора заметили лучшие поэты страны – Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Леонид Дербенёв, вместе с ним создавшие шедевры.
Их совместное творчество увенчалось грандиозными успехами, наполнив сокровищницу современных песен удивительными по красоте творениями.
Композитор рвался в родную Армению, где его силы поддерживала всенародная любовь. В 60-е годы именно на родине складывались самые лучшие из его песен.
Творил Арно Арутюнович необычным способом – почти все песни сначала появлялись в музыке. Только потом поэты писали к ним тексты. Например, «Ноктюрн» был создан для фортепиано.
Пьеса так понравилась Иосифу Кобзону, что он неоднократно просил композитора дать разрешение сделать из нее песню. Бабаджанян хотел сохранить произведение в первозданном виде.
Песней произведение стало после кончины автора. Он хотел писать классическую музыку в рахманиновском духе, ведь Бабаджанян был талантливым пианистом. Он писал инструментальные пьесы, создал мюзиклы «Невеста с Севера», «В горах моё сердце», «Дядя Багдасар».
Его пьесы, сонаты, музыка для исполнения на двух роялях имеют большое распространение. Советский Союз знал его как композитора-песенника, а знатоки считали автором серьезных жанров.
С одной стороны, шейки и твисты, с другой – фортепианный и скрипичный концерты, музыка для струнных инструментов, «Героическая баллада», «Армянская рапсодия».
Произведения классического стиля отмечены мэтрами советской музыки, их оценили выдающиеся исполнители Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс. В благодарность признанному композитору Араму Хачатуряну за участие в своей судьбе создал выдающееся произведение «Элегия».
В то же время музыкальными шедеврами стали песни Бабаджаняна. Едва прозвучав один раз, большинство становилось популярнейшими шлягерами.
Скончался мэтр на родине, где и находится его могила. По стопам отца пошел сын Ара, актер и музыкант, исполнитель песен.
Всю жизнь рядом с композитором находилась его жена Тереза. Они встретились во время учебы в МГ, где девушка училась по классу фортепиано. Выйдя замуж, она оставила работу, простилась с карьерой пианистки и стала домохозяйкой.
Семейная жизнь известного композитора прошла счастливо. В первые же годы работы у него обнаружилась страшная болезнь – белокровие. Ее в то время почти не умели лечить.
Композитору помогло светило медицины из-за рубежа, прибывшее в СССР по приглашению А.Н.Косыгина. Друзья добились для Бабаджаняна приема у него, и больному было назначено лечение.
Забота жены совместно с усилиями врачей позволили ему жить и работать 30 лет – с 1953 до 1983 года.